Святитель Иов, Патриарх Московский и всея Руси — Молитвенник

Святейший Патриарх Иов, в миру Иоанн, родился в Тверской земле в городе Старице, в семье благочестивых посадских людей. Согласно Тверскому патерику, мать Патриарха Иова впоследствии приняла монашество с именем Пелагии и являлась местнопочитаемой подвижницей XVIвека в старицкой Вознесенской церкви.

О ранней юности будущего Патриарха достоверных сведений не имеется, хотя можно предполагать, что Иоанн родился в 30-х годах XVIвека. Первые духовные наставления отрок Иоанн получил от иноков и игуменов Старицкого Успенского монастыря.

Родители Иоанна хотели женить его, но душа юноши была расположена к иночеству, и он удаляется в Старицкий монастырь.

Как свидетельствует предание, постриг Иоанна во имя многострадального Иова совершил архимандрит Герман, настоятель Старицкой Успенской обители, у которого Иов и был в послушании и полной покорности.

Уже о молодом Иове монахи-современники говорили, что не обретался человек, «подобный ему ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом». Он в совершенстве знал Священное Писание, а Евангелие, Апостол и Псалтирь помнил наизусть.

ext-align: justify;»>Впоследствии же пространные молитвы литургии Василия Великого и вечерни Пятидесятницы мог совершать по памяти. Чтение его было умилительно и «доброгласно».

Высокая образованность и безукоризненные манеры обращения — «чин» и «похождение» монаха Иова привлекли внимание церковной иерархии, и вскоре Иов был поставлен настоятелем Успенского монастыря. С первых же дней Иов начинает заботиться о благоукрашении обители и сооружает монастырскую трапезную с шатровой Введенской церковью.

В 1571 году архимандрит Иов переводится в Москву, где определяется настоятелем сначала Симонова Успенского, а затем — Новоспасского монастыря.

Архимандрита Иова отличали терпимость ко всем и душевная сдержанность, благожелательный совет и тайная слезная молитва за свою паству. Такой образ его деяний сохранится до самой кончины блаженного старца-Патриарха.

По своему чину Новоспасский архимандрит должен был участвовать в церковных соборах, поэтому его имя можно встретить в соборных грамотах начиная с 70-х годов XVIвека. Так, он участвовал в соборе «о нестяжателях» в 1580 году, когда рассматривался вопрос о монастырских вотчинах. Участие архимандрита Иова в этом соборе было не случайным и не преходящим эпизодом его жития. Впоследствии, будучи Патриархом, он не стяжал себе ничего, кроме святительских одежд, а все патриаршие доходы направлял на устройство церквей, монастырей и на благосостояние крестьянских сел.

Пред своей кончиной Патриарх-нищелюбец писал, что он сооружал церкви и ставил патриаршие дворы ради нужд церковных, всем нуждающимся крестьянам и погорельцам всегда помогал, а оттого, что приобрел в свою келью, никто не пострадал. Когда же он скончался, то в его келье было обнаружено всего лишь 15 рублей, несколько икон и немного домашнего имущества.

Архимандрит Новоспасского монастыря вскоре стал епископом Коломенским. Пробыв на этой кафедре пять лет, Иов был поставлен на Ростовскую архиепископию, а некоторое время спустя — 11 декабря 1687 года — на Московскую митрополию.

Для архиепископа Иова это поставление былоисполнением послушания царской воле и благословения освященного собора: в прощальной грамоте он говорит, что был «понужден от него (государя) аз смиренный на великую митрополию».

На всем пути церковного служения смиренный Иов был водим не собственной волей, но вопреки ней. Промысел Божий вел Иова тесным путем между боярскими смутами и бедственными воздыханиями русского народа. Святитель Иов течение жизни совершал так, как требует святое Евангелие: возлюбил кротость, милосердие и плач о грехах.

Смиренный митрополит приобрел государственный ум, содействуя царям мудрым словом и советом.

В то время, когда Русь возвеличилась как царство, Руси дан был кротчайший и смиреннейший из ее первосвятителей от Бога, воспринявший патриарший чин и звание.

С падением Константинополя и воцарением великого князя Иоанна IV Москва все более становилась центром Вселенского Православия. Идея «Москва — третий Рим» была реальностью, с которой считался весь православный мир. Многие считали, что «православнейшему царю» должен содействовать высший чин духовной иерархии — Патриарх, а Церковь царствующего града должна быть патриархатом. Все шло к тому, что возведение Московской митрополии в патриархат воспринималось как естественный ход событий. Кроме того, мысль об учреждении патриархата укреплялась тем, что московский царь, будучи охранителем Православия внутри страны, как государь-могущественной державы, мог оказывать материальную и политическую поддержку восточным Православным Церквам.

Переговоры об установлении патриаршества на Руси царь Теодор и боярин Борис начали в начале 80-х годов. В 1588 году на Русь прибыл Цареградский Патриарх Иеремия. По его прибытии в Москву начались переговоры о патриаршестве, которые проводил в основном боярин Годунов. Вскоре стороны пришли к согласью, и 17 января 1589 года состоялся собор епископов Русской Церкви, на котором царь сообщил о результатах переговоров с Патриархом Иеремией, давшим согласие на учреждение Московского патриаршества. Согласие и благословение Русской Церкви давала ее Церковь-мать — Церковь Константинопольская. Избрание Патриарха было назначено на 23 января, а интронизация — на воскресенье 26 января.

Собор избрал на Московское патриаршество три кандидатуры: Иова, митрополита Московского, Александра, архиепископа Новгородского, и Варлаама, архиепископа Ростовского. С грамотами, скрепленными подписями епископов и содержащими имена избранников, направился Патриарх Иеремия в царские палаты для представления их царю. Теодор Иоаннович выбрал Иова. Предстояло донести эту весть самому митрополиту Иову, который не присутствовал на соборе, равно как и архиепископы Александр и Варлаам. Царь и Вселенский Патриарх послали за смиренным избранником, которому царь Теодор сказал: «По изволению Божью и Пречистые Богородицы и великих чудотворцев Московских и по нашему совету со Святейшим Иеремией Патриархом Вселенским, и со архиепископы и епископы и со всем освященным собором нашего Российского царствия и со всеми бояре приговорили есмябыти тебе, Иову, митрополиту всея России, на великий престол в Патриархи в Московское государство Российского царствия».

Наречение Иова в Патриархи происходило в Успенском соборе после вечерни; Московский первосвятитель завершил вечерню особым молебном, затем с зажженной свечой вышел из алтаря и встал на амвон. Один из бояр, приблизившись к митрополиту, провозгласил формулу избрания его на патриарший престол. Иов ответствовал: «Если меня, грешного, избрал Святой Самодержец и Вселенский господин Иеремия со всем освященным собором, я принимаю столь великий сан с благодарностью». Обратившись к духовенству и народу, святитель дал торжественный обет ревностно блюсти свою паству. Через три дня, 26 января, состоялась патриаршая интронизация.

Когда в соборе торжественно встретили Вселенского Патриарха и царя Теодора, пред лицом освященного собора был приведен Иов для исповедания своей веры и произнесения специальной присяги. По окончании исповедания веры и присяги Патриарх Иеремия произнес, благословляя Иова: «Благодать Пресвятого Духа нашим смирением имеет тебя Патриархом в богоспасаемом граде царствующем Москве и всея Великие России».

Вселенский Патриарх начал Божественную литургию, и во время трисвятого пения соборный протоиерей и архидиакон подвели Иова к царским вратам, а епископы ввели его в алтарь. Патриарх Иеремия возложил на Иова руки и, разогнув Евангелие над его главою, молился о сошествии благодати Святого Духа на поставляемого: «Да будет сей архиерей Иисусов неугасимым светильником веры».

После сего литургию совершали оба Патриарха. Завершая евхаристический канон, Патриарх Иеремия возгласил: «В первых помяни Господи, Святейшего Патриарха нашего Иова Московского и всея России».

По завершении Божественной литургии русские архиереи возвели Патриарха Иова на святительское место посреди собора и трижды посаждали его на патриарший трон с пением многолетия по-гречески. Иеремия возложил на Патриарха Иова подаренные царем Теодором драгоценную панагию и святительские одежды — мантию и белый куколь.

В приветственном слове царь повелел Патриарху Московскому Иову именоваться главою епископов, отцом отцов, патриархом всех земель северных и вручил ему жезл святителя Петра. В свою очередь Патриарх Московский и всея Руси Иов благословил всю паству, радовавшуюся введением Русской Церкви в священное достоинство патриаршества.

Состоялись торжественная трапеза и угощение народа, затем Патриарх Иов совершил «шествие ослята», обойдя Кремль и Китай-город, благословив всех крестом и окропляя святой водой.

Торжества по установлению патриаршества завершились возведением в сан митрополита Александра, архиепископа Новгородского, и Варлаама, архиепископа Ростовского. Чин возведения архиепископа в митрополичий сан совершил Патриарх Иов.

Спустя некоторое время была подготовлена «уложенная грамота», в которой излагались события рождения патриаршества в Москве.

В 1598 году в Константинополе состоялся собор восточных православных Патриархов и многочисленных архиереев (более 80 человек), который канонически утвердил и благословил деяния Вселенского Патриарха Иеремии по учрежденью Московского патриархата. Собор определил русскому Патриарху пятое место в диптихе православных Патриархов.

Святейший Иов, заботясь о церковном устроении учредил четыре митрополии: Новгородскую, Казанскую, Ростовскую и Сарскую (Подонскую). Весьма важным его деянием явилось и введение «поповских старост» (благочинных) в больших городах, в частности, в Москве. На каждые сорок приходов назначался один «поповский староста», который должен был следить за церковным благочинием вверенного в его ведение приходского церковного округа, доводя до приходов волю и указания архиерея.

В свое время Стоглавый собор при царе Иоанне IV был озабочен состоянием духовного образования на Руси, но и ко времени Патриарха Иова улучшений в этом вопросе не произошло. Святейший Иов, будучи весьма книжным церковным деятелем, ясно сознавал необходимость регулярных школ, но его желание наталкивалось в основном на отсутствие православных учителей. Церкви православного Востока, откуда можно было призывать учителей, находились в угнетенном состоянии, а сколько-нибудь грамотные греки бежали в католические города и государства.

Патриарх предостерегал царя Бориса от приглашения иностранных вероучителей. Иов говорил по этому поводу: «…В настоящее время во многих странах разгорелся великий пламень зло-хитрых ересей, так что даже и Трисвятого Божества коснуться дерзают».

Строгое Православие и забота о его чистоте ясно обнаруживались в распоряжениях святителя Иова.

Уже целое столетие Русская Церковь была озабочена исправлением богослужебных книг: началась книжная справа при преподобном Максиме Греке, продолжилась она в форме книжного собирательства при святителе Макарии Московском и встала перед Патриархом Иовом как важнейшее средство миссионерства и просвещения народов, живущих к востоку от Казани.

Исправление книг было ответственным и важным мероприятием. Святейший Патриарх Иов предпринимает поиски наименее поврежденных текстов и размножение их типографским способом. Учитывая неизбежность поврежденности рукописных текстов, Патриарх приносит в каждой отпечатанной книге послесловное извинение за возможные несовершенства переписки и печати этих книг.

В годы патриаршества Иова печатаются следующие богослужебные книги: Триодь Постная (1589), Триодь Цветная (1592 — 1594; 1604), Псалтирь (1591, 1602), Октоих (1594), Апостол (1597), Часослов (1598), Минея общая, Чиновник (1600) и другие. Все книги, кроме Псалтири, Апостола и Часослова, были изданы впервые.

Несмотря на то, что на Руси в последние годы правления царя Бориса свирепствовал опустошительный голод, книги печатались, и эта работа рассматривалась церковной и государственной властью как важнейшее средство духовного образования россиян. К концу XVIвека была покорена Москвою сибирская страна; возникли опорные миссионерские городки Тюмень и Тобольск.

Русь издревле выработала способ христианского просвещения покоренных или осваиваемых земель — образование монастырей как центров культуры. Первые подвижники, стремившиеся привести к Богу души туземцев, терпели величайшие опасности, не ожидая при этом для себя никакой материальной выгоды. Так, содействием и по благословенью Патриарха Иова возникают монастыри, выдвинутые далеко на восток и в глубь Сибири — Спасский Енисейский (1593) и Николаевский Верхотурский (1604). По В. В. Зверинскому, в 1605 г. основана приходская Воскресенская церковь, в 1635 г. при ней основан монастырь Воскресенский Березовский (1635) и Знаменский Тобольский (1605). Царский двор содействовал Патриарху и предоставлял всевозможные льготы строителям этих монастырей: монахи и священнослужители, переселявшиеся в Сибирь, получали особое царское хлебное и денежное содержание.

При Патриархе Иове происходило массовое крещение Сибири — крестились коренные сибиряки и их князья.

Патриарх Иов учредил более десяти монастырей; среди этих обителей славнейшей является Московский Донской монастырь, основанный в 1591 году в память об избавлении Руси от полчищ крымских татар.

Особенно много потрудился Святейший Патриарх Российский в прославлении святых угодников Божьих. Он был обрадован обретением мощей Германа, архиепископа Казанского, бывшего архимандрита Старицкого Успенского монастыря. Мощи святителя Германа были перенесены из Москвы в основанный им Свияжский Богородицкий монастырь, что близ Казани, и 25 сентября была установлена в честь сего перенесения церковная память.

В 1595 году были обретены мощи святителя Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. Патриарх повелел построить церковь над местом их погребения и благословил

Гермогена, митрополита Казанского, составить житие святителей, что и было исполнено. По ходатайству Гермогена, митрополита Казанского, Святейший Патриарх повелел творить церковную память трех Казанских мучеников — Иоанна (память 24 января), Стефана и Петра (память 24 марта).

Таким образом Патриарх Иов положил основание прославлению Собора Казанских святых.

Так продолжалась макариевская традиция собирания и прославления русской святости. Трудами и благословениями Московского Патриарха установлены общецерковные празднования памяти преподобных: Антония Римлянина, Иосифа Волоцкого, Мартирия Зеленецкого, Корнилия Вологодского, перенесены мощи святителя Филиппа из Тверского Отроча монастыря в Соловецкий монастырь и особенно прославлены Московские святые. Около двадцати церковных памятей, новых прославлений и особых чествований установил Святейший Иов.

С 1588 года у гроба блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца, начали совершаться многочисленные чудеса. Первосвятитель Иов с собором епископов и архимандритов определил праздновать память блаженного Василия 2 августа, а царь Теодор повелел построить придел над гробом святого. По окончании строительства Патриарх Иов первый отслужил службу в храме во имя Василия Блаженного, Московского чудотворца. В 1597 году Патриарх совершил чин обретения мощей блаженного.

По кончине своего современника — блаженного Иоанна, по прозвищу «Большой Колпак», Святейший Патриарх Иов установил церковную память и сему Московскому чудотворцу.

Почитая своих святых предшественников на Московском первосвятительском престоле и веруя, что по их молитвам Русская Церковь взыскала патриаршее достоинство, Святейший Патриарх Иов установил соборное празднование Московским святителям Петр Алексию и Ионе.

Патриарх Иов весьма чтил память преподобного Даниила Александровича, князя Московского. Он повелел боярину Олферьеву и иноку Переяславского Даниловского монастыря Сергию написать службу князю Даниилу.

Первый Патриарх продолжал и развивал отношения с братскими Православными Церквами. К концу XVIвека относится установление связей между Иверией (Грузией) и Русью. Еще в 1686 году грузинский царь Александр обратился к царю Теодору Иоанновичу с тем, чтобы он принял Иверию под свое покровительство. Спустя два года митрополит Иов отвечал царю Александру, что русский царь «землю твою Иверскую взял в свое царское достояние под свою руку».

Царь и Патриарх посылали в Грузию материальную помощь и духовные послания. Сохранилось замечательное учительное послание Патриарха Иова митрополиту Иверскому Николаю.

Почти каждый год патриаршества Иова был ознаменован постройкою в Москве нового храма. Самое величественное строение — колокольня на Соборной площади Московского Кремля с церковью Иоанна Лествичника. Строили ее в условиях всеобщего длительного голода, работа на строительстве колокольни гарантировала заработок и пропитание массам крестьян, укрывавшихся в Москве и получавших хлеб из государственных запасов.

Многостороннее церковное домостроительство первого Московского Патриарха также касалось укрепления веры и благочестия просвещенных святым крещением восточных народов. Однажды святитель Казанский Гермоген обратился к Патриарху Иову за советом по поводу отступления крещеных Казанцев от обычаев и обетов христианских. Патриарх рекомендовал охранительные меры — создавать христианские слободы в казанских землях и не позволять христианам поступать на службу к некрещеным татарам.

По Божьему благоволению для укрепления в вере казанских христиан явилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая Казанской. После обретения святыни святителем Гермогеном им была составлена о том повесть. «Заступница Усердная» вскоре стала спасительницей Руси от великой Смуты.

Смута продолжалась во все правление Иова. В своем духовном завещании Иов говорит следующее: «Бог знает, в какие рыдания и слезы я впал с тех пор, как возложен был на меня сан святительства; или из-за своей немощи, не имея сил духовных, или соболезнуя бедам паствы своей, погружаем был в лютые напасти, озлобления, клеветы и укоризны; все это меня, смиренного, постигло». Попущением Божьим в Угличе в 1591 году совершилось несчастье: при загадочных обстоятельствах погиб царевич Димитрий, сын Иоанна IV. Возник стихийный бунт и устроен самосуд над государевыми людьми. Правительство послало для расследования дела авторитетную комиссию во главе с митрополитом Сарским и Подонским Геласием и боярином Василием Шуйским — будущим царем.

Выводы расследования комиссия представила Думе и освященному собору; комиссия доказывала, что кончина царевича была нечаянной вследствие его болезни. Собор духовенства и бояр согласился с выводами следственной комиссии и определил, что «смерть Димитрия царевича учинилась Божьим судом». Патриарх Иов не верил в причастность Бориса Годунова к убийству царевича и сохранил свою уверенность в этом до конца дней.

Спустя семь лет по преставлении царевича Димитрия скончался царь Теодор Иоаннович. Умирающему царю явился «муж в светлых одеждах», которого царь назвал Патриархом и велел окружавшим его одр боярам воздать сему мужу должную честь.

Придя к царю, угасающему рабу Божью Теодору, Патриарх Иов благодарил Бога за чудное явление Ангела Господня. Затем Патриарх совершил святое таинство елеосвящения и причастил Теодора Святых Христовых Тайн. Вскоре царь Теодор скончался, наследников он не оставил, и так пресеклась прямая династия Рюриковичей.

Патриарх Иов благословил завершить панихиду и пение надгробного рыдания раздачей милостыни бедным, церквам, и монастырям, а также освобождением узников из темниц.

Московский престол по завещанью царя Теодора переходил к его супруге Ирине, но она восхотела принять монашеский постриг. Патриарх стал просить царицу Ирину, чтобы она благословила на царство своего брата Бориса. Несколько дней Патриарх убеждал Бориса — и все тщетно.

На мясопустной неделе 17 февраля 1598 года открылся земский собор речью Патриарха Иова. Поведав о неудачных попытках склонить боярина Бориса Годунова на принятие всероссийского царства, Московский первосвятитель завершил речь свою словами: «Что касается до меня и земского собора, бояр и дворян и православных христиан, которые были в Москве, то наша единодушная мысль та, чтобы, кроме государя Бориса Теодоровича, не искать иного государя». Тогда все выборные земли Русской объявили свое полное согласие с этим мнением.

Но Борис Годунов был непреклонен и не желал принять решения земского собора. Тогда Патриарх устроил крестный ход к стенам Новодевичьего монастыря с чудотворными богородичными иконами: Владимирской, Донской и Петровской.

Борис, увидя крестный ход, сам вышел ему навстречу со Смоленской иконою Божьей Матери. Благословив Бориса крестом, Святейший Патриарх Иов сказал: «Не печалься, Богом избранный сын. Не я совершил сей подвиг, но Пречистая Богородица, возлюбив тебя, пришла к тебе. Устыдись пришествия Ее, не противься Божественной воле и ослушанием не привлеки на себя праведного гнева Его».

Затем Патриарх Иов совершил Божественную литургию в монастыре, после чего благословил избранного на царство Бориса Теодоровича крестом Животворящего древа, нарек царем и провозгласил первое многолетие. Патриарх составил утвердительную грамоту об избрании Бориса Годунова на царство, которую подписали все, числом около пятисот, участники земского собора. По Руси были разосланы грамоты Патриарха, сообщавшие об избрании нового царя и повелевавшие молиться о нем.

Вскоре новая кара обрушилась на Русь — самозванство. Патриарх Иов разослал обличительные грамоты в Малороссию. В соборной грамоте к литовским панам и киевскому воеводе Константину Острожскому велено было поймать самозванца Григория Отрепьева и прислать в Москву для наказания. Все было безуспешно, и к концу 1604 года почти вся Юго-Западная Русь отделилась от Москвы, оказавшись под властью самозванца. Патриарх не переставал писать грамоты и рассылать их по всем землям, призывая помнить Бога и крестное целование царю Борису; в этих посланиях Патриарх Иов клятвенно утверждал, что самозванец есть расстрига Гришка, а не царевич Димитрий. Народ же словно ослеп и оглох, и тогда Патриарх предал анафеме самозванца со всеми его сообщниками как злодея и еретика, замышляющего упразднить Православие на Руси. По повеленью Патриарха анафему произносили во всех церквах великой России.

В апреле 1605 года неожиданно скончался царь Борис, и благодаря стараниям Всероссийского первосвятителя Москва и войско присягнули сыну Борисову — царевичу Теодору. Клятва оказалась некрепкой, спустя сорок дней последовала измена — первого июня на Красной площади был зачитан манифест самозванца. Патриарх умолял бояр успокоить народ, но они устранились от активных действий. Мятежники ворвались в Кремль, зверски расправились с царем Теодором Борисовичем и его матерью и присягнули самозванцу, называя его царем Димитрием. Святейший Патриарх Иов, искренний защитник Отечества и Православия, не тронутый мятежниками, оказался в плену врагов Христовых.

В грамоте о восшествии на престол самозванец лгал, будто бы Патриарх Иов присягнул ему, но, не добившись через своих клевретов присяги от Святейшего, решил свести Патриарха Иова с Московского престола. Изнемогавший под бременем трудов и болезней старец-Патриарх, как обычно, в молитве искал отрады и успокоения.

Через несколько дней после гибели царя Теодора Борисовича от рук мятежников вооруженная толпа ворвалась в алтарь Успенского собора Кремля, где Патриарх Иов совершал Божественную литургию. Не дав окончить священнодействия, они сорвали со святителя священные одежды.

Патриарх властно отстранил злодеев, подошел к Владимирской чудотворной иконе Божьей Матери, снял с себя драгоценную панагию, подаренную царем Теодором Иоанновичем и возложенную на него Вселенским Патриархом при интронизации на Московское патриаршество, положил сей великий дар у иконы и сказал вслух всем: «Здесь, в этом храме, пред сею иконою святою я удостоен был сана архиерейского и девятнадцать лет хранил целость веры; ныне вижу бедствие Церкви, торжество ереси. Матерь Божья, спаси Православие!»

Бунтовщики не вняли его словам и молитве; они волокли старца по храму, глумливо смеялись над ним и наконец потащили к Лобному месту. Беснующаяся толпа с криками «Богат, богат, богат Иов Патриарх, идем и разграбим его!» бросилась в патриаршие палаты и ризницу. Измученного старца посадили на телегу и отвезли в Старицкий Успенский монастырь.

Так под конец своего земного странствия Патриарх Иов вернулся в мирную обитель своей юности. Блаженного старца принял верный его духовный сын архимандрит Дионисий, настоятель монастыря; он постарался дать полный покой мужественному исповеднику Православия. Игумен Дионисий впоследствии стал настоятелем Троице-Сергиева монастыря и руководил обороной обители во время осады ее поляками.

Многомесячное стояние у Лавры сотни чернецов против самозванцев было началом освобождения России от смуты. Преподобный Дионисий Радонежский воспринял от Святейшего Иова дух защиты Православия и Отечества, вдохновил своих монахов и через победу над смутой передал сей дух потомкам. В эпоху всеобщего соблазна только святитель Иов остался непреклонен и верен прежним обетам и целованиям святого Креста Господня. Эту верность он передал преподобному Дионисию, а затем и Гермогену, Патриарху-священномученику.

Мятежники захотели поставить на якобы вдовствующий патриарший престол архиепископа Рязанского Игнатия. Он отправился в Старицу для получения благословения от святителя Иова на патриаршее восшествие.

Несмотря на угрозы, святитель решительно отказался благословить изменника Церкви и Отечества и только сказал: «По ватаге атаман, а по овцам и пастырь».

После низвержения Лжедмитрия святители, собравшиеся в Москве по случаю коронования Василия Шуйского, просили Патриарха Иова возвратиться на свой престол. Но старец к тому времени ослеп и, как свидетельствует предание, благословил на место свое митрополита Казанского Гермогена.

Воцарение Шуйского не умиротворило Русь; польские козни, народные волнения и самозванство усугубились боярскими распрями.

Патриарх Гермоген и царь Василий решили дать народу возможность покаяться, очиститься от скверны лжи и нарушения крестного целования, а для прощения и разрешения этих грехов умолить старца-Патриарха Иова прийти в Москву и принять всенародное покаяние.

За старцем были отправлены митрополиты Крутицкий Пафнутий, Симоновский архимандрит Пимен, патриарший архидиакон и государев дьяк.

Патриарх Гермоген писал Иову: «Государю отцу нашему, Святейшему Иову Патриарху, сын твой и богомолец Гермоген, Патриарх Московский, челом бью… Мы сильно желаем видеть тебя, и сподобиться благословения десницы твоей, особенно же молим сотворить о нас молитву к Богу, да даст милосердный Господь, ради святых молитв твоих, Российскому государству мир, покой и тишину, а святым церквам и христианской вере твердость».

Старец-Патриарх прибыл в Москву 14 февраля, и после торжественного совещания обоих Патриархов с духовенством было указано народу собраться в Успенский собор. В назначенный день 20 февраля весь Кремль был наполнен народом; Святейший Патриарх Иов пришел в собор в рясе простого монаха, плача и рыдая, облобызал соборные святыни — чудотворные иконы и мощи первосвятителей Московских и встал у патриаршего места.

Патриарх Гермоген отслужил соборне молебен. Все взоры были обращены к слепому старцу-Патриарху Иову.

Народ со слезами обращался к Иову: «Пастырь добрый! Прости нас, словесных овец бывшего стада твоего… Мы сами уклонились от тебя, заблудились в дебрях греховодных, сами отдали себя на съедение лютому зверю, всегда готовому губить души человеческие. Исхити нас из нерешимых уз по данной тебе Божественной благодати». На амвон вышел архидиакон Алимпий, стенания народа постепенно угасли, и он по благословенью Патриарха Гермогена стал читать челобитную, написанную от лица народа и обращенную с покаянными исповеданиями и мольбами к Патриарху Иову. В ней было сказано: «Мы все от мала до велика прельстились, ложь приняли за истину, отступили от клятвы и изменили крестному целованию, приняв на царство Отрепьева и выдав ему на смерть семейство Бориса, которому клялись в верности. Он умертвил их, тебя, отца нашего, отринул от нас, разлучил пастыря с овцами… Как тогда от твоей святости мы были связаны, так и ныне от твоей же святости ищем разрешения и просим не только за присутствующих в храме сем, но и за все Русское царство, не только за живых, но и за умерших. Просим разрешить нас всех от мала до велика. И ты, государь, Святейший Иов Патриарх, не отвергни нас, кающихся, не оставь нас умереть в отчаянии. Дай нам прощение и разреши нас от клятвенного греха».

По прочтении челобитная была подана в руки старца-Патриарха. Затем архидиакон зачитал разрешительную грамоту Святейшего Иова, Патриарха Московского и всея Руси. В грамоте напоминалось о единодушном всенародном избрании царя Бориса, о всенародной клятве верности ему, говорилось об изменах и всевозможных бедствиях в лжеправление самозванца; говорилось, что покаяние народное принимается Богом.

По прочтении разрешительной грамоты святитель Иов обратился к народу с последним увещеванием. Земные подвиги Патриарха Иова были завершены, он как жил в этом мире в смирении и чистоте, так и уходил из него в совершенной простоте, без всякого стяжания и вдали от дворцовых и мирских смут. Спустя четыре месяца по возвращении в Старицу после всенародного покаяния, 19 июня 1607 года, в ночь на воскресенье Патриарх Иов отошел в мир иной. На погребение Святейшего прибыли митрополит Крутицкий Пафнутий и архиепископ Тверской Феоктист.

Гроб с телом был установлен в Успенской монастырской церкви; во время Божественной литургии «на лице сего Святейшего Иова Патриарха бысть аки роса велика, Дионисий же ту росу отираше, и смочиша два полотенца. По истечении Божественные Литургии, егда понесоша к погребенью, и тогда лице его бысть светло, яко живу ему сущу».

Положили его близ церкви Успения Божьей Матери у западных дверей против правого клироса. Повелением преподобного Дионисия, бывшего тогда старицким настоятелем, над гробом была устроена «каменная палатка». Преподобному явился Патриарх Иов и сказал, что-де ему подобает «палатка» другого рода. В этом явлении преподобному Дионисию был как бы пророческий глас, что «палаткой» над гробом Святейшего станет Успенский собор Московского Кремля.

Предание донесло до нас много свидетельств о чудесных вспоможениях святителя Иова. Накануне польско-литовского нашествия в 1609 году, 4 июня некий Иоанн Тулупов, житель города Старицы, будучи по болезни своей в исступлении ума, удостоился видения Пресвятой Богородицы, Святителя Николая и Святейшего Патриарха Иова.

Он увидел, что они вышли из западных дверей Успенской церкви Старицкого монастыря и обратились к нему, повелев идти в город и сказать воеводе — старицкому князю Симеону Путятину и протопопу городского Архангельского собора Иоанну, чтобы отслужили молебен Архангелу Михаилу, освятили воду и окропили бы ею весь город. Если же они не сделают того, что велит Божья Матерь и святители, то город и монастырь погибнут от рук врагов. Иоанн начал вопить и кричать о видении и требовал доступа к начальствующим, но родители почли, что он беснуется, связали его и никому ничего не сообщили. Через день видение подтвердилось — город и монастырь были сожжены, а люди перебиты литовскими воинами.

Спустя некоторое время после кончины Святейшего Патриарха Иова исцелился от беснования некий крестьянин Иоанн Бакс. Он был одержим духом злоречия и зло-действия ко всем людям. Вдруг пришло ему на ум отслужить в Старицком монастыре молебен Божьей Матери и панихиду по Святейшему Патриарху Иову. Исполнив все это, Иоанн освободился от злоречия и злодейства. Так святой Патриарх Иов, предстоя Престолу Господню, продолжил свое земное служение, искореняя злобу и козни людские.

Спустя без малого полвека по совету митрополита Новгородского Никона в 1652 году царь Алексей предложил духовенству перенести в Москву из Соловецкого монастыря мощи святителя Филиппа, а из Старицкого монастыря мощи святителя Иова, пострадавших за Церковь Русскую и паству.

В Старицу прибыли митрополит Ростовский Варлаам с духовенством и боярин Салтыков со свитою. По вскрытии могилы и гроба оказалось, что мощи Патриарха Иова были нетленными и благоухающими, от них начались чудесные исцеления. Когда гроб с мощами был поставлен в Успенской церкви, к нему приложился некий больной духом Иоанн, сын Александров. Вера его в молитвы угодника Божья Иова была так велика, что он тотчас исцелился.

Процессия с чудотворными мощами Патриарха Иова вышла из монастыря 27 марта. Когда цельбоносные мощи достигли села Латышева, они были поставлены на некоторое время в Преображенскую церковь. В этом селе была некая девица Агриппина, дочь Тарасова, которую нечистый дух таскал в новолуние по лесам и болотам. Родители девицы привели ее к явившемуся источнику благодати, и по их вере в чудотворность святых мощей Патриарха Иова разум девицы просветлел и освободился от омрачения.

Святые мощи Всероссийского Патриарха при подходе к Москве в селе Тушино были встречены митрополитом Казанским Корнилием, архиепископом Рязанским Михаилом, духовенством и князьями Трубецкими и Куракиными со свитою. От Тушина до Москвы гроб несли стрельцы на своих плечах.

5 апреля, в понедельник шестой седмицы Великого поста, мощи святителя были поставлены в Страстном монастыре. Затем начался торжественный ход в Кремль; за гробом шествовали Патриарх Иосиф, царь Алексей, духовенство, бояре и прочий люд. Наплыв народа в Москву был таков, что процессия с великим трудом проходила сквозь плотную толпу людей, стоявших на всем пути следования мощей. Кремль был заперт, но и в нем было так же тесно, как и на московских улицах.

Патриарх Иосиф, плача во время шествия и удивляясь всенародному почитанию сего угодника Божья, говорил царю: «Вот смотри, государь, как хорошо за правду стоять! И по смерти слава!»

Гроб со святыми мощами был поставлен на уготованное в соборе место, при этом царь захотел вскоре же обрести мощи Патриарха Гермогена и положить их в ногах Святейшего Иова. Но Патриарх Иосиф умолил царя положить на это место его самого, так как старец-Патриарх предвидел свою скорую кончину. Спустя несколько дней Патриарх Иосиф скончался и был положен, как того и просил, со святителем Иовом.

Записан случай исцеления у мощей святого Патриарха Иова, происшедший уже в Успенском кремлевском соборе. Один человек по имени Исааки сильно страдал болезнью ушей. От боли ему казалось, что полголовы его как бы омертвело.

Отслужив молебен Божьей Матери, он обратился духом к святому Патриарху Иову, моля его о помощи и здравии. В тот же час болезнь Исаакия прекратилась, и он стал совершенно здоров.

В Старицком монастыре сохранялся склеп, где находились до времени мощи Патриарха Иова; на склепе была надпись, которая, в частности, гласила, что святитель Иов «ныне же чудодействуя молит обо всех Вседержителя Бога и Господа нашего Иисуса Христа».

Многотрудное исповедническое житие первого Патриарха Московского и всея Руси Иова, чудотворения у его гроба, торжественное обретение и перенесение мощей в Москву дали народу Божью все основания почитать его в лике святых. Почти все сводные перечни Русских святых прошлого века указывают на Патриарха Иова как на местночтимого святого в Тверской епархии. Общецерковное прославление Патриарха Иова готовил еще Патриарх Иосиф.

С 1979 года по благословенью Святейшего Патриарха Пимена в первый воскресный день после праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла в бывшей Тверской епархии совершается церковная память Всех святых, в земле Тверской просиявших, в число которых входит и Святейший Иов, Патриарх Московский и всея Руси.

Святитель Иов, Патриарх Московский и всея Руси был прославлен для общецерковного почитания на Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 1989 году.

Празднование святителю Иову совершается дважды в году: 5 апреля — в память перенесения мощей в 1652 году и 19 июня — в день праведной кончины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha