Рождество Пресвятой Богородицы — Молитвенник

Рождество Пресвятой Богородицы

Листовка православного клуба «Сретение» при катехизаторских курсах Киевской Духовной Академии и Семинарии
(Успенской Киево-Печерской Лавры)

 

Еще патриархом израильского народа Бог неоднократнодавал обещание о рождении в народе израильском Мессии – Спасителя мира. Поэтому бесчадие считалось у евреев тяжкимнесчастьем, и на людей, не имеющих детей, евреи смотрели как на великихгрешников.

 

Потому и благочестивые Иоаким и Анна долгое времяскорбели плакали, что у них нет детей.Однажды в большой праздник Иоаким приносил в Иерусалимском храме дарыГосподу Богу; вместе с Иоакимом – священником храма – и все израильтянеприносили свои дары в жертву Богу.Бывший в то время Первосвященник Иссахар не захотел принять даровИоакима, потому что он был бездетным.

 

Но Господь, на Небесах живущий, желая явиться наземле и пожить с человеками, избрал именно их – святых праведников Иоакима иАнну и даровал им благодать Свою: родить Дочь, через Которую будет даноспасение всему миру. Так Богблагоизволил, чтобы в начале новозаветной благодати был создан нерукотворныйхрам – Пречистая, Преблагословенная дева Мария.

 

Дева Богородица происходила из родаархиерейского. Отец ее, святой праведныйИоаким, был сыном Варпафира, который вел свое происхождение от сына царя ДавидаНафана, а мать ее, святая праведная Анна, была дочерью священника Матфана изплемени Ааронова. Таким образом,Пречистая Дева по отцу была рода царского, а по матери – архиерейского. Но родители Пресвятой Богородицы были болееизвестны не своим царским происхождением, а смирением и милосердием. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу ик людям. Но в рождестве ПресвятойБогородицы благородство царского и архиерейского происхождения заслужило ещебольшее почтение от целомудрия святых Ее родителей, ибо Пресвятая Дева родиласьот целомудренных родителей, что выше всякого благородства.

 

Местом, где родилась Преблагословенная Дева, былнебольшой город в земле Галилейской – Назарет; наименование это означает –цветущее, огражденное, увенчанное и сокровенное место, и все это яснопредызображает Пресвятую Деву. Помня освоем обещании принести в дар Богу рожденного младенца, родители берегли ДевуМарию как зеницу ока, ведая, по собственному откровению Божию, что Она будетсветом всему миру и обновлением естества человеческого. Поэтому они воспитывали ее с такой тщательнойосмотрительностью, какая подобала Той, Которая имела быть Матерью Спасителянашего. Они любили Ее не только какдочь, столь долгое время ожидаемую, но и почитали как госпожу свою, помняангельские слова, сказанные о Ней, и провидя духом, что должно над ней совершиться.

 

Рождество Пресвятой Девы Марии празднуется СвятойПравославной Церковью как один из великих праздников 8 сентября (21 сентября поновому стилю).

 

 

Введение во храм Пресвятой Богородицы

 

 

Когда Пречистой Богоотроковице, ПреблагословеннойДеве Марии, исполнилось три года, святые праведные родители Ее, Иоаким и Анна,решились исполнить данный ими обет – отдать на служение Богу рожденное имидитя. Созвали они в Назарет, где жили,всех своих родственников из царского и архиерейского рода, а также хорнепорочных дев.

 

По преданию, они одели Ее в драгоценные одежды – длянаибольшей славы, чтобы введение Божественной Отроковицы было достойно Ее,чтобы такой пресветлой девы не касалась убогая одежда. Провожаемые народом с пением духовных песней,они отправились в путь, ведущий из назарета в Иерусалим.

 

Через три дня достигнув города Иерусалима, ониторжественно приблизились к храму.Впереди Пречистой Девы Марии шел хор дев с зажженными свечами вруках. За ними, на удивление всемуИерусалиму, радостно следовало все множество родственников, соседей и знакомых,держа в руках свечи и окружаю Пречистую Деву, как звезды светлую луну.

 

Навстречу им вышли из храма с пением священники воглаве с Первосвященником.

 

Иоаким и Анна с благоговейными молитвами поставилиМарию на первую ступень лестницы, ведущей в храм. Лестница же эта имела пятнадцать высокихступеней по числу пятнадцати степенных Псалмов, ибо на каждой из этих ступенейвсходившие для служения священники пели отдельный Псалом.

 

Праведные родители оставили Пренепорочную Отроковицуна первой ступени. И трехлетняя МарияСама, без посторонней помощи и поддержки, взошла по этим высоким ступеням. Поднявшись на самую верхнюю ступень, Онастала, укрепляемая невидимою силой Божией.Там первосвященник Захария встретил и благословил Ее, как это он всегдаделал со всеми посвящаемыми Богу. Азатем, по внушению Духа Святого, он совершил необычайное и для всехудивительное дело: он ввел Отроковицу в самую скинию, называемую СвятаяСвятых. Это было самое священное место вХраме. Туда нельзя было входить нетолько женщинам, но даже и священникам, а мог входить только Первосвященник, итолько один раз в год. Там он, какговорит предание, отвел Пречистой Деве место для молитвы. Сделано это было по таинственному вразумлениюБожию.

 

Дух Святый внушил Первосвященнику, что Мария –избранный сосуд Божий и достойна входить в самое священное место. Она предназначена Богом стать Матерью СынаБожия, Который откроет людям вход в Царство Небесное.

 

Вручив дитя свое воле Отца Небесного, праведныеродители Иоаким и Анна принесли дары Богу и, получив благословение отПервосвященника и всего собора священников, возвратились со своими сродникамидомой. По прошествии нескольких летпосле введения Марии во храм святой Иоаким умер, восьмидесяти лет от роду. Святая Анна, оставшись вдовою, покинулаНазарет и пришла в Иерусалим, где пребывала около своей Пресвятой Дочери,беспрестанно молясь в храме Божием.Прожив в Иерусалиме два года, она почила о Господе, имея 79 лет отрождения.

 

Преблагословенная же Дева с начала жизни Своей вдоме господнем отдана была в помещение для девиц, причем к Ной приставлены былидевицы по летам старше и искусные в писании и рукоделии, чтобы Богоотроковица смладенчества научилась и Писанию, и рукоделию.Дева скоро научилась еврейскому ветхозаветному Писанию в совершенстве, атакже и рукоделию – притом научилась этому рукоделию так, что впоследствииСвоими руками сделала Господу Иисусу хитон, не сшитый, но весь тканный. Пречистой Деве, как и другим девицам, пищаподавалась от храма. Она же отдавала еенищим и странникам, ибо, как воспевают Церковь, Она питалась хлебом небесным,который Ангел Небесный приносил Ей во Святая Святых.

 

Так Пресвятая Мария в постоянных молитвах, чтенииСвященного Писания и рукоделии для нужд храма прожила при храме Божием околоодиннадцати лет и выросла глубоко благочестивой, во всем покорной Богу,необычайно скромной и трудолюбивой.Пребывая во время молитв во Святая Святых с Ангелами, Пречистая Девапожелала жить в ангельской чистоте и посвятить всю свою жизнь только одномуБогу. Она первая обручила свое девствоБогу, ибо в Ветхом Завете необычно было девам не вступать в брак, так каксупружество было в большом почете, чем девство; она же вопреки этому предпочладевство супружеству и, уневестившись Богу, служила Ему Своим чистымдевством.

 

Введение во храм Пресвятой Девы Марии празднуетсясвятой Православной Церковью 21 ноября (4 декабря н.ст.). Этот день мы должны воспринимать и отмечатькак начало нашего спасения.

 

 

Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

 

 

Когда по прошествии одиннадцати лет пребывания вСоломоновом храме Пресвятой Деве исполнилось четырнадцать лет, архиерей исвященники стали приказывать Ей, чтобы Она, по обычаю Закона, переселившись изхрама в дом, подобно другим девицам Ее лет вышла замуж. Но Она сообщила им о Своем обете навсегдапосвятить свое девство Богу. Архиереиудивились необычности сего обета, та как по Закону Моисееву всякая девицадолжна была выйти замуж. Поэтому онинедоумевали, как богоугодно устроить Ее безбрачную, девическую жизнь так, чтобыне прогневать Бога. И вот, приступив кКивоту Завета и сотворив усердную молитву, они получили ответ от Господа:искать такого достойного мужа, коему бы могла быть вверена Дева под видом иобразом супружества для хранения непорочного девства. Относительно же того, как найти такого мужа,совет Господень был таков: из дома и племени Давидова избрать безбрачных мужейи положить их жезлы (пальцы) в алтаре, – чей жезл расцветет, тому святая Дева идолжна быть вверена.

 

В то самое время наступил праздник Освященияхрама. Первосвященник Захария, собравдвенадцать безбрачных мужей из племени Давидова, среди которых был и Иосифвдовец, муж праведных преклонных лет, взял жезлы их и положил на ночь во святомалтаре, говоря: «Господи Боже, яви мужа, достойного обручиться с Девою!» Наутро, когда священники вместе с двенадцатьютеми мужами вошли в храм, жезл Иосифа был найдет расцветшим, и на нем сиделаслетевшая свыше голубица. Тогда всепознали благоизволенне Божие, чтобы Дева была вручена на сохранение Иосифу.

 

После совершения обручения святой Иосиф взялПречистую Деву из рук Первосвященника их храма Господня для чистого инепорочного сожития. И был Иосиф толькомнимым мужем, а в действительности – целомудренным хранителем Ее девства ислужителем Ее девического жития, исполненного великой святыни. Живя в доме своего обручника, Пресвятая Деване изменила прежнего образа жизни, какой Она имела во храме. Дом Иосифа был для Нее как бы молитвеннымхрамом, из которого Она никуда не выходила, но всегда пребывала в нем вуединении, посте и молчании, беседуя только со Своими домашними – с дочерьмиИосифа.

 

После четырехмесячного пребывая Пречистой Девы вдоме Иосифа наступил час воплощения Бога Слова – час от века вожделенный длявсего мира, в который началось наше спасение.И послал Бог Архангела Гавриила к Пресвятой Деве Марии с радостнойвестью, что Господь избрал ее быть Матерью Спасителя мира.

 

Ангел явился в дом праведного Иосифа в Назарете,когда Мария читала священное Писание и, вошедши к Ней, сказал: «Радуйся,Благодатная (то есть исполненная благодати Божией – даров Святого Духа),Господь с Тобою! Благословенна Ты междуженами!»

 

Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значитэто приветствие? Ангел же продолжалговорить ей: «Не бойся, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, Ты родишь Сын аи наречешь Ему имяИисус. Он будет велик, и назовется СыномВсевышнего, и Царству Его не будет конца».

 

Мария в недоумении спросила Ангела: «Как это будет,когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей,что все это совершиться силою Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, исила Всевышнего осенит Тебя: посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Тогда Мария со смирением сказала: «Я – рабаГосподня; да будет Мне по слову твоему» (см. Евангелие от Луки).

 

Благовещение Пресвятой Девы Марии празднуется Св.Православной Церковью 25 марта (7 апреля н. ст.) Праздник Благовещения – один из самых великихпраздников. Слово благовещение означает:добрая, радостная весть, весть о том, что началось освобождение человеческого родаот греха и вечной смерти.

 

 

Рождество Христово

 

 

Господь наш Иисус Христос, истинный Бог и истинныйЧеловек, родился от Пресвятой Девы Марии в иудейском городе Вифлееме. Прежде того, праведный Иосиф, увидев, чтоДева Мария беременна, был в великом недоумении и печали, ибо он думал, что Онанарушила обет девства. В великомсмущении праведный старец говорил: «Как могло это произойти? Я не познал Ее и даже мыслию не согрешилпротив Нее, а вот она беременна. Увы,как это случилось? Кто прельстилЕе? И что мне делать, не знаю. Обличить ли мне Ее, какзаконопреступницу? Если я обличу Ее, тоОна будет побита камнями по Закону Моисееву, и я являюсь как бы мучителем,предавшим Ее на лютую смерть. Что же мнеделать? Отпущу я Ее тайно, пусть идет Она,куда хочет». Когда же он это помыслил,вот, Ангел Господень во сне явился ему, говоря: «Иосиф, сын Давидов, не бойсяпринять Марию – жену твою». В то времяРимский император август, под властью которого находилась Иудея, объявилперепись всего народа: каждый должен был записаться в том месте, откуда былродом. Иосиф и Дева Мария происходили изрода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем. И когда они приближались к городу, ПречистойДеве пришло время родить. Иосиф сталискать место для ночлега, где Родящая могла бы найти удобное для Себя место,чтобы произвести на свет благословенный Плод Своего чрева. Ноне нашел он пристанища по причине множестванарода, пришедшего записываться, который не только переполнил общую гостиницу,но и весь город! Поэтому Иосиф иудалился с Марией в пещеру, потому что не было им места в гостинице, а день ужеклонился к вечеру. Пещера эта служилапристанищем для скота, и в ней-то Пречистая и Преблагословенная Дева вполночный час усердно молилась Богу и, горя любовью к Нему, родила без болезниГоспода нашего Иисуса Христа. Исовершилось это рождение без обычной помощи: Сама родила Она, и Самаспеленала. Родила же безболезненно, «избоку чисту». Именно так и именно здесь,в этой обстановке, в ночной тиши свершилась это дивное чудо – РождениеБожественного Младенца, Спасителя мира.

 

Первыми о свершившемся узнали пастухи, пасшиенеподалеку свой скот: вдруг перед ними явился Ангел Божий, и свет Господеньосиял их. Пастухи испугались. Ангел же сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будетне только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе ДавидовомСпаситель, Который есть Христос Господь.И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежавшего в яслях». Как только Ангел сказалэто пастухам, внезапно явилось с ним множество других Ангелов. Они славили Бога и пели: «Слава в вышнихБогу, и на земле мир, в человецех благоволение». Когда Ангелы скрылись, пастухи сказали другдругу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил намГосподь». Они, поспешив, пришли в пещеруи увидели там Марию, Иосифа и Младенца, лежавшего в яслах. Пастухи поклонились Младенцу и рассказали отом, что видели и слышали от Ангелов.Мария же сохранила в сердце Своем все слова их.

 

На восьмой день после рождения Спасителя Матерь Егос Иосифом, согласно Закону, дали Ему имя Иисус, которое указано было Господомчерез Ангела.

 

Праздник Рождества Христова – это праздникпримирения человека с Богом, предвозвестие искупительного подвига Сына Божия иобновления пораженной грехопадением прародителей человеческой природы. Не случайно поэтому день рождества – второйпо значимости после Пасхи. РождествоХристово празднуется 25 декабря (7 января н.ст.).

 

 

Из книги«Азы православия»

Издано втипографии Киево-Печерской Лавры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha

Рождество Пресвятой Богородицы — Молитвенник

'Рождество

Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.

'Рождество

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова — явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на мило (далее…)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha