Прощение несет свободу

Прощение несет свободу

Слово в Неделю 11-ю по Пятидесятнице

Иеромонах Иннокентий (Присадков)

  

СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 10:22 мин. Размер 7.5 Mb)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Много в Евангелии притч и поучительных изречений Господа о Царствии Небесном. В них образно Спаситель приоткрывает нам тайны Царствия Небесного, рассказывая, что оно дороже всех земных сокровищ, о необходимости стяжания Святаго Духа, о бодрствовании. И сегодня в одной из таких притч Господь уподобляет Царствие Небесное царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Толкователи под царем понимают Самого Иисуса Христа, Сына Божия, Который при Воплощении стал подобен нам по человеческому естеству. И, как мудрый и милосердный Господин, Он не наказывает никого сразу, а сначала производит суд.

«Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов…» (Мф. 18: 24). Как известно, талант – это денежная единица. Примерно она равнялась 27 килограммам. Если считать буквально, то раб задолжал своему царю 270 тонн золота. Такой долг невозможно выплатить за всю свою жизнь. Как это относится к нам? Бог – Источник всех благ: небесных и земных. Каждый человек здесь получает бесчисленное множество благ от Бога. Прежде всего, мы получаем в дар саму жизнь, бессмертную душу. Здесь, на земле, мы получаем все духовные блага: мы можем участвовать в Таинствах, в богослужении, нам предоставлена возможность изучать слово Божие и отцов Церкви. Мы получаем всё необходимое для нашего тела и поддержания жизнедеятельности: воздух, воду, пропитание, жилище. Также человек получает возможность для постоянного развития: возможность учиться, работать, заниматься творчеством, спортом и т.д. И так можно было бы перечислять подробно до бесконечности, как Бог постоянно благодетельствует нам. Но мы, в свою очередь, не воздаем ему добром, а много погрешаем.

Далее в Евангелии говорится: «…а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить» (Мф. 18: 25). Святитель Феофилакт Болгарский утверждает, что царь говорит это не по жестокости, но для того, чтобы устрашить раба и убедить его обратиться к молитве. «Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (Мф. 18: 26–27).

В любом государстве такого должника поспешили бы не продать, и уж точно никто бы не стал его прощать или давать ему отсрочку для возможности уплаты необъятного долга. Скорее всего, его бы предали жестокой и публичной казни, чтобы не было повадно другим, а семью продали бы вместе со всем имуществом.

Но в сегодняшней притче царь поступает совсем иначе. Он прощает весь долг своему рабу, хотя тот просил его только отсрочить уплату долга.

В этой притче Христос раскрывает нам одно из Божественных свойств – милосердие. Господь милостив и поэтому прощает нам наши грехи в Таинстве исповеди, когда мы каемся, как и этот царь простил необъятный долг своему должнику.

«Раб же тот, вышед, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен; тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе; но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга» (Мф. 18: 28–30).

В нашем мире люди грешат не только против Единого Бога. Своими действиями мы часто погрешаем против ближних, причиняем боль друг другу, сами того порой не осознавая.

Бывает, что кто-то согрешит против нас, заденет словом, делом или вовсе не согрешит, а просто сделает то, что нам не нравится, то, что не в наших планах. И в это самое время происходит испытание нашего сердца: чем оно исполнено: евангельским милосердием или злобой? Если отвечаем на оскорбление взаимностью, гневаемся, то поступаем против Евангелия.

Бывает и так, что с помощью Божией удается удержаться от ответа на оскорбление, но в душу закрадывается обида. Обида – это не какое-то чувство внутреннего дискомфорта. Это душевный недуг, состояние затаенной злобы на ближнего.

Некто сказал: «Обида – это яд, который пьет человек в надежде, что отравятся другие». Так и есть. Состояние обиды отравляет жизнь, делает ее бесплодной, все внутренние чувства искажаются. Немилосердие лишает человека благодати, даже если бы он много постился, молился и почти не спал.

Напротив – прощение приносит большое облегчение, выравнивает искаженные обидой чувства, после этого человек начинает дышать полной грудью и радоваться. Прощение нужно в первую очередь не обидчику, а нам самим – чтобы жить в свободе и с легким сердцем.

Можно легко забыть незначительные обиды, которые неглубоко задевают самолюбие. Но тяжело простить, если нас сильно унизили, тем более в присутствии других людей. Часто в таких случаях простить получается только на словах, а сердце при этом отказывается слушать. Авва Дорофей для того, чтобы простить ближнего, советует молиться о его здравии, как только начинаются помыслы против этого человека или сердце отягощается чувством обиды. И между тем предупреждает, что от памятозлобия сразу избавиться нельзя, это длительный процесс.

Дорогие отцы, братья и сестры! Прощение и милосердие – это не слабость и не потеря собственного достоинства. Это свойства Божии, свойства нового человека. Нам, как и рабу в сегодняшней притче, прощен необъятный долг. Теперь от нас требуется прощать наших должников с их маленькими долгами. Милосердие сделает каждого свободным и счастливым еще тут, на земле, а по отшествии в мир иной сделает наследником вечного блаженства.

Аминь.

Иеромонах Иннокентий (Присадков)

16 августа 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha