Переяслав-Хмельницкое и Вишневское викариатство Киевской епархии Украинской Православной Церкви
- Епархиальное управление: Украина, 252015, г. Киев, ул. Январского восстания, 25, корп. 49.
- Тел.: (044) 290-43-96
Древняя епархия
Самое раннее предполагаемое время устроения православной кафедры в Переяславе (Переяславле-Русском, ныне Переяславе-Хмельницком) — конец X века. С 990-х Переяслав был местопребыванием русских митрополитов — по свидетельству Никоновской летописи, «живяхо тамо множае митрополиты Киевские и всея Руси, и епископы поставляхо тамо.» Лишь после завершения заложенного в 1037 году Софийского собора кафедра была перенесена в титулярную столицу Киев. Однако, и после этого Свято-Михайловский кафедральный собор Переяслава еще долго назывался «митрополией», а Переяславские епископы носили почетный титул митрополитов. Оданако, Переяславская кафедра сделалась на деле лишь одной из епархий в составе Русской митрополии. Ее основание обычно датируют 1054 годом [1].
В связи с татарским нашествием Переяслав был сожжен и епархия на деле пресеклась. В 1261 ее территория, а в 1269 году — наименование были переданы Сарайским владыкам при татарском хане. Окончательное упразднение этой титулярной кафедры произошло в 1279 году или около 1291 года.
В XVIII веке
В 1695 году митрополит Киевский Варлаам возбудил дело об учреждении в Переяславе архиерейской кафедры и в 1698 году вновь «дано было повеление о постановлении епископа в Переяслав…» [2]. Епахия была возрождена в 1700-1701 годах как Киевское коадъюторство (викариатство). В ее состав вошли все церкви Переяславского полка (на левом берегу Днепра) и запустелые монастыри – Каневский и Трехтемировский (на правом берегу Днепра). В 1715 году Переяславскому коадъютору были переданы на правой стороне Днепра церкви Консунского и Богуславского полков, т. е. Каневского, Черкасского и Звенигородского уездов Киевской епархии.
31 августа 1733 года Переяславская епархия стала самостоятельной. Осенью 1738 года в Переяславе была учреждена семинария. В 1756 году от Киевской в Переяславскую были перечислены церкви Крыловской и Новомиргородской протопопий, находившихся на правой стороне Днепра. В 1777 и 1778 годах многие монастыри и церкви Киевской епархии были перечислены в Переяславскую.
С 27 марта 1785 по 16 октября 1799 года — снова Киевское викариатство («коадъюторство»). Однако до 13 апреля 1793 года кафедра была на деле полусамостоятельной епархией для окормления православных в Царстве Польском с центром в Слуцке, в Троицком монастыре. Между 1789 и 1792 годами, на время ареста Переяславского архиерея, церквями в Польше управляла из Минска «наивысшая Греко-ориентальная Консистория.» Лишь после 1793 года, когда земли бывшей Польши вошли в состав России и для них была образована Минская епархия, Переяславские епископы стали помощниками Киевских владык.
Согласно Высочайшему повелению от 16 октября 1799 года о приведении в соответствие епархиальных и губернских границ, Переяславская кафедра снова обретает самостоятельность под именем Малороссийской и Переяславской и занимает территорию созданной в 1796 году Малороссийской губернии в состав которой входит и вся Полтавщина.
Однако, вскоре губренское устройство вновь сменилось, и уже 17 декабря [3] 1803 года указом Святейшого Синода Малороссийская епархия была преобразована Полтавскую (см.).
Новейший период
Переяславская кафедра была восстановлена в 1920-е годы, снова как Киевское викариатство. 23 декабря 2010 года в попечение викариатства были вверены Переяслав-Хмельницкий, Бориспольский, Обуховский и Васильковский районы Киевской области из состава Киевской епархии [4].
Исторические наименования
- Переяславская (упом. 1036)
- Переяславская и Сарайская (1269 — 1279/ок. 1291)
- упразднена
- Переяславская и Бориспольская (коадъюторская/викарная) (1698 — 31 августа 1733)
- Переяславская и Бориспольская (31 августа 1733 — 27 марта 1785)
- Переяславская и Бориспольская (коадъюторская/викарная) (27 марта 1785 — 16 октября 1799)
- Малороссийская и Переяславская (16 октября 1799 — 4/17 декабря 1803)
- упразднена
- Переяславская (1922 — ?)
- Переяслав-Хмельницкая (1943 — 14 июня 2011)
- Переяслав-Хмельницкая и Вишневская (с 14 июня 2011)
Архиереи
- Свт. Николай (1054 — 1072)
- Св. Петр (1072 — 1082)
- Николай (? — ?)
- Прп. Ефрем Печерский (упом. 1089 — ок. 1098)
- Симеон (? — ?)
- Св. Лазарь (12 ноября 1105 — 6 сентября 1117 [5])
- Андрей (1117 г.) [6]
- Сильвестр (1 января 1118 — 12 апреля 1123)
- Николай (1123)
- Иоанн (1123 — 1125)
- Марк (Макарий) (4 октября 1125 — 6 января 1134) [7]
- Маркелл (1134 — 9 февраля 1135) [8]
- Макарий (1135 — 1141)
- свт. Евфимий (1141 — 1155)
- Василий (1156 — 1168) [9]
- Антоний (1168 — 1197)
- Павел (1198 — 1231)
- Св. Симеон (1239 (?) — 2 августа 1239) [10]
- Феодор (1239 — 1269)
- Феогност (1269 — 1279) [11]
- Упразднена 1279 — ?
- Сильвестр (Яворский) (уп. 1596) [12]
- Захария (Корнилович) (11 октября 1700 — 28 августа 1715)
- Кирилл (Шумлянский) (октябрь 1715 — 30 ноября 1726) [13]
- Иоаким (Струков) (4 июня 1727 — 8 июня 1730)
- Варлаам (Леницкий) (7 июня 1730 — 13 апреля 1731) (на кафедру не поехал)
- Арсений (Берло) (28 января 1733 — 2 октября 1735) [14]
- Арсений (Берло), паки (3 января 1736 — 7 июня 1744)
- Никодим (Скребницкий) (2 февраля 1745 — 12 июня 1751) [15]
- Сильвестр (Иванов), в/у (1751 — 1753) [16]
- Иоанн (Козлович) (7 марта 1753 — 16 марта 1757)
- Гервасий (Линцевский), Переяславский (27 июля 1757 — 22 декабря 1769) [17]
- Иов (Базилевич) (31 октября 1770 — 2 мая 1776) [18]
- Иларион (Кондратовский) (17 июля 1776 — 27 марта 1785) [19]
- Виктор (Садковский) (9 июня 1785 — 12 апреля 1793)
- Савва (Пальмовский) (1789 — 1792) в/у, игум.
- Димитрий (Устимович) (14 августа 1793 — 1 мая 1795) [20]
- Амфилохий (Леонтович) (24 июня 1795 — 1 июля 1799)
- Сильвестр (Лебединский) (25 сентября 1799 — 17 декабря 1803)
- 1803 — 1922 — упразднена
- Петр (Киреев) (1922)
- 1922 — 1954
- Нестор (Тугай) (11 ноября 1954 — 16 марта 1961)
- Боголеп (Анцух) (5 февраля — 25 мая 1965)
- Феодосий (Дикун) (4 июня — 7 октября 1967)
- Владимир (Сабодан) (28 ноября 1968 — 20 марта 1969)
- Савва (Бабинец) (30 марта 1969 — 2 февраля 1972)
- Варлаам (Ильюшенко) (22 октября 1972 — 18 марта 1977)
- Антоний (Москаленко) (13 октября 1985 — 30 декабря 1986)
- Палладий (Шиман) (8 февраля 1987 — 30 ноября 1988)
- Ионафан (Елецких) (23 апреля 1989 — 23 апреля 1991) [21].
- Антоний (Фиалко) (27 июля 1992 — 22 июня 1993)
- Иоанн (Сиопко) (13 декабря 1996 — 26 июля 2000)
- Митрофан (Юрчук) (30 июля 2000 — 31 мая 2007)
- Александр (Драбинко) (с 19 декабря 2007)
Использованные материалы
- http://www.jmp.ru/bib/Titles59.htm
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_2317
- «Древняя столица митрополитов,» Звезда Рождества, № 6:
- http://pravoslavye.org.ua/articles/zr/6.html
- http://orthodox.org.ua/ru/node/8409
[1] Так по Булгакову и Дурново. По другим сведениям — 1072 год, есть упоминания под 1036 годом.
[2] Пархоменко Вл., 22.
[3] Или 4 декабря
[4] http://orthodox.org.ua/ru/node/8409
[5] По Царственному Летописцу (с. 7) епископ Лазарь преставился того же числа и месяца, но годом позже (будто бы в 1118 г.).
[6] Материалов по нему мало, вплоть до сомнений в его существовании.
[7] По Голубинскому Марк (Маркелл, Макарий) чуть ли ни одно лицо! Между тем Царственный Летописец четко сообщает: «… В лето 6634 постави Никита митрополит Киевский и всея Руси игумена Марка, от святаго Иоанна епископом Переяславлю месяца октября в 4(9) день…» (с. 15, изд. 1772 г., СПб).
[8] Вторая дата по Царственному Летописцу, с. 29.
[9] По Голубинскому — с 1157 г.
[10] Убиенный. В Царственном Летописце читаем: «… Посланнии же Батыеви приидоша, и взяша град Переяславль Русский, иже в Киеве, и церковь Архангела Михаила сокрушиша; а епископа Симеона убиша, и сосуды церковныя златыя и серебряныя и драгаго камения поимаша. И люди изсекоша…» и проч. (с. 145, изд. 1772 г., СПб). Или, по Дурново Н.Н. («Иерархия Всероссийской Церкви», с. 146) «… убит татарами, 2(8) августа 1239, при взятии и разграблении г. Переяслава. Св. мощи его в Киеве, в Феодосиевых пещерах лавры…»
[11] По Дурново Н.Н. («Иерархия Всероссийской Церкви», с. 146) «хиротонисан 1269 во епископа Переяславского и Сарайского, с пребыванием в Сарае; в 1279 г. за закрытием Переяславской епархии остался епископом Сарайским…»
[12] О Сильвестре Яворском говорится, например, в «Черниговская епархия после Батыя…» (с. 25), как об участнике Брестского Собора 1596 г., не совратившемся (подобно некоторым другим) в унию, но оставшемся верным Святой Православной Церкви. Однако читаем здесь «… как принявшие унию, так и оставшиеся в Православии в известных иерархических каталогах нигде не упоминаются…» Отсюда (и совершенно бездоказательно) все они относятся в разряд «сомнительных», с чем едва ли следует согласиться.
[13] Преемник Захарии «… Кирилл Шумлянский,… раньше (в 1711 г.) поставленный в епископа Луцкой епархии в Польше и вынужденный оттуда бежать вследствие преследований польской власти, католического духовенства и униатов, и по занятии кафедры епископа Переяславского продолжал свои прежние связи с некоторыми оставшимися Православными монастырями и церквами польской — Правобережной Украины, продолжая именоваться «епископом Луцким и Острожским и належащих в короне польской» мест. Последнее обстоятельство сыграло роль прецедента, на основании которого преемники Кирилла по Переяславской кафедре поддерживали сношения с Православным населением Заднепровской Украины и имели попечение о его церковных нуждах…» (Пархоменко Вл. «Очерк ист. Переясл.-Борисп. еп…», с. 23).
[14] По другим данным вторая дата иная: 17.09.1735 г.
[15] По другим данным первая дата иная: 7 января 1745 г.
[16] Иеромонах. Наместник Переяславльского Вознесенского кафедрального монастыря.
[17] С 3.11.1768 г. поселился в Киеве, где «… остался до смерти… управляя оттуда своей епархией…» (Пархоменко Вл., указ. соч., с. 67). По другим данным вторая дата иная: 29.10.1768 г.
[18] По Богословской Энциклопедии (том 7, с. 237) первая дата иная: 22.09.1770 г.
[19] По другим данным вторая дата иная: 27.07.1785 г.
[20] По Амвросию Орнатскому («История росс. иерарх.», том I, с. 212) вторая дата иная: 12/23.05.1795 г.
[21] Встал в жесткую оппозицию Филарету, активно выступая против его сепаратистского курса, и на основании лжесвидетельств был заочно судим, запрещен в священнослужении и лишен епископского сана сроком на 3 года постановлением (филаретовского) Синода Украинской Православной Церкви от 23 апреля 1991. Однако Московский Патриархат не признал этого решения и епископ Ионафан с 1991 по 1992 год числился за штатом. В 1992 Священный Синод Церкви признал неканоничность прещения в отношении епископа Ионафана. Он был восстановлен во всех должностях.