БОЛОТОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Проф. Болотов В.В.Проф. Болотов В.В.Болотов Василий Васильевич (1853-1900), историк Церкви, филолог, член-корреспондент Императорской Академии Наук по разряду историко-политических наук Историко-филологического отделения с 4 декабря 1893 г.

Родился 31 декабря 1853 г. в селе Кравотынь Тверской губернии в семье дьячка Троицкого собора города Осташкова. Отец утонул за полтора месяца до рождения сына в Селигере, загоняя стадо гусей. Унаследовал от матери фотографическую память — ничего не забывал. Книжник с детства. Посещая осташковскую синагогу, выучил еврейский язык. Проявлял способности к языкам.

С юности признан был всеми как «знайка», причем принимал это прозвище без возмущения. По словам знавших его — целомудренен: «Всегда ровный, всегда приветливый, всегда готовый побеседовать и рассказать что-либо, никогда не куривший и не пивший ни водки, ни вина, и в то же время всегда находившийся среди товарищей, позволявших себе иногда слова и действия неодобрительные, … он невольно всех располгаал в свою пользу. Ни от кого он не сторонился, никому не сказал слова порицания или осуждения. Напротив, показывая вид, что ничего не видит и не слышит, он шутил, цитировал Гомера, Цицерона, припоминал какие-либо случаи из своей жизни и, вообще говоря, и сам благодушествовал и других заставлял благодушествовать».

В девять лет он был отдан в Духовное училище в городе Осташкове. В 1869 году поступил в Тверскую Духовную семинарию, в 1875 году — в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую закончил в 1879 году со степенью магистра богословия.

В.В. Болотов защитил диссертацию на тему «Учение Оригена о Святой Троице». Защита, по свидетельству современника, «была истинным праздником избранника науки».

Превосходство было столь несомненно, что, после смерти Чельцова в марте 1878, Болотова, студента третьего курса, делают профессором в обход преподовавшего у Болотова же латынь А.И. Садова — но при этом отношения с Садовым не испортились.

С 1879 года В.В. Болотов преподавал в Академии на кафедре древней церковной истории, в 1885 году был утвержден в звании экстраординарного профессора. При своей непрестанной напряженной учебной и научной деятельности Василий Васильевич принимал живое участие в делах внутренней жизни Академии, в частности, ему было поручено составление правил о приеме студентов в Академию. Особенно важное значение имела деятельность Болотова в 1890-х годах в качестве члена и делопроизводителя Старокатолической комиссии, затем по делу о присоединении несториан и по вопросу о реформе календаря. В 1898 году он был приглашен к работе Комиссии по переводу богослужебных книг на финский язык.

Василий Васильевич Болотов оставил огромное количество научных трудов. С 1893 года он член-корреспондент Императорской Академии наук, в 1896 году получил ученую степень доктора церковной истории.

Могила проф. В.В. Болотова на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.Могила проф. В.В. Болотова на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.Обладал недюжинными знаниями в разносторонних областях и в некоторых был единственным авторитетом. «О Болотове как историке, — писал протоиерей Георгий Флоровский, — всего больше свидетельствует его академический курс, изданный по студенческим записям после его смерти. Особенно важен четвертый том, посвященный истории богословской мысли в период Вселенских Соборов. Здесь сказывается в полной мере дар исторической композиции и проникновение богослова, и сразу чувствуется, что все построение методически проверено во всех частностях и подробностях. У Болотова всегда чувствуется эта особая надежность и достоверность».

В.В. Болотов превосходно владел древними классическими языками и рядом европейских языков. Он также изучил коптский, сирийский, армянский, грузинский, арабский и персидский языки. Некоторые статьи В.В. Болотова остались неопубликованными. Часть из них сохранилась в его личном архиве, находящемся в Российской национальной библиотеке (фонд 88).

Усердные труды, сидячий образ жизни привели к тяжелым последствиям — со временем у него развилось хроническое воспаление почек, осложненное болезнью печени и сердца, которая быстро и неожиданно для всех свела его в могилу. Василий Васильевич Болотов скончался 5 апреля, в среду Страстной недели, 1900 года и был погребен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. Последние слова: «Христос идет, Бог идет. Иду ко Христу» [1].

«Будучи как церковный историк богословом по профессии, — писал профессор А.И. Бриллиантов, — он не только весьма был далек от пренебрежительного отношения к светской учености, но самим делом доказывал признание высокого значения ее. Но в то же время, с уважением и интересом относясь к светским наукам, высшую цель их он видел в свободном служении богословию как высшей науке в системе человеческих знаний».

Труды

  • Валтасар и Дарий Мидянин: Опыт решения экзегетич. пробл.: A. Antedatirung или Postdatlrung? Спорный вопрос в вавилонской хронологии; Б. Имя «Астиаг». — СПб.: Скоропечат. и лит. Пухира, 1896. — [4] , с. 279-341. — Библиогр. в примеч. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1896. — № 2.
  • I. Гонение на христиан при Нероне; II. К вопросу об Acta martyrum Scllitanorum. — СПб.: Тип. Меркушева, 1903. — 50 с. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1903.
  • I. Заметка о книге: Каноны важнейших древнецерковных Соборов вместе с апостольскими правилами, изд. проф. Фр. Лау-херта; II. Примечание относительно коптских переводов Откровения о седьминах. — [СПб., 1896]. — 18, 3 с. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1896. — № 2.
  • Заметки к Краткой эфиопской хронике: С прил.: Новейшая история Абиссинии по Краткой хронике из собр. Азиат, музея Имп. Акад. наук / Изд. и пер. Б.А. Тураева. — СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1910. — 36 с.: табл. — (Памятники эфиопской письменности; 9). — Отт. из: Визант. временник. — 1910. -Т. 17.
  • Заметки о селе Кравотыни. — СПб.: Тип. Меркушева, 1910. — 14 с. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1910. -Апр.
  • Заметки по поводу текста литургии св. Василия Великого: (Письма архиеп. Финляндскому Антонию) — СПб.: Тип. Меркушева, 1914. — 18с. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1914. -Март.
  • Из истории Церкви Сиро-Персидской. — СПб.: Тип. Лопухина, 1901. — [4], 197 с. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1898.
  • Из церковной истории Египта. — СПб.: Тип. Елеонского, 1884-1893.
    • Вып. 1: Рассказы Диоскора о Халкидонском Соборе: По Revue egyptologique, publiee sous la direction de H. Brugsch, F. Chabas, Eug. Revillout. — 1880. — C. 187-189; 1883. — p. 17-25 et 27- 33; 1884. — [2], 132 c. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1884- 1885.
    • Вып. 2: Житие блаженного Афу, епископа Пемджеского: По Revue egyptologique, publiee sous la direction de H. Brugsch, F. Chabas, Eug. Revillout. — 1880. — C. 187-189; 1881. — C. 21-25; 1883. — С. 17-25 и 27-33; 1886.- С. 133-177.- Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1886. — № 3-4.
    • Вып. 3: Архимандрит тавеннисиотов Виктор при дворе константинопольском в 431 г.: По The church quarterly review. — 1891, October. — 1892. — С. 179-254. — Извлеч. из: Христиан, чте- -ние. — 1891-1892.
    • Вып. 4: День и год мученической кончины святого Евангелиста Марка. — 1893. — С. 257-342. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1893. — С. 122-174, 405-434.
    • Иностранная богословская литература: (Библиогр. заметки). — [СПб.]: Тип. Елеонского, Ценз. 1882. — 41 с. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1882. — № 11-12.
    • К вопросу о Fllioque / С предисл. проф. А. Бриллиантова. — СПб.: Тип. Меркушева, 1914. -VI, 138 с. — Извлеч. из: Христиан, чтение.- 1913. — № 4. — С. 431-457; № 5. -С. 573- 596; №6.- С. 726-746; № 7-8. — С. 921-927; № 9. — С. 1046-1059; №11.- С. 1289-1309; № 12. -С. 1391-1414.
    • К вопросу об ареопагитских творениях: (Письмо архиеп. Финляндскому Антонию) — СПб.: Тип. Меркушева, 1914. -С. 555- 580. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1914. — Май.
    • К истории внешнего состояния Константинопольской Церкви под игом турецким. — СПб.: Тип. Елеонского, Ценз. 1882. — 66 с. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1882. — № 9-10.
    • К истории императора Ираклия. — [СПб.]: Тип. Имп. Акад. наук. Ценз. 1908. — 57 с. — Библиогр. в примеч. — Отт. из: Визант. временник. — 1907. -Т. 14.
    • Лекции по древней общей церковной истории, читанные в С.-Петербургской Духовной Академии… в 1884/5учеб. году.-СПб.: Печатня Григорьева, Ценз. 1885. — 247 с. -Литогр.
    • Лекции по истории Древней Церкви: Посмертн. изд. / Под ред. [и с предисл.] проф. А. Бриллиантова. — СПб.: Тип. Меркушева, 1907.
      • 1: Введение в церковную историю. — 1907. -VIII, X. 234 с. — Прил. к: Христиан, чтение. — 1907.
      • 2: История Церкви в период Константина Великого. — 1910. — XVIII, 474 с. — Прил. к: Христиан, чтение. — 1908, 1909, 1910.
      • 3: История Церкви в период Вселенских Соборов. 1. Церковь и государство. 2. Церковный строй. — 1913. -XIV, 340 с. — Прил. к: Христиан, чтение. — 1911-1913.
      • 4: История Церкви в период Вселенских Соборов. 3. История богословской мысли. — 1918. — XVI. 600 с. — Прил. к: Христиан, чтение. — 1913-1918.
      • Лекции по общей церковной истории, читанные в 1894/5 акад. г. студентам С.-Петербургской Духовной Академии: 54 и 55 курсы. — [СПб., 1895]. — 432 с. — В норме загл.: Общая церковная история.
      • Лекции по общей церковной истории, читанные студентам 1-го и 2-го кур. С.-Петербургской Духовной Академии в 1888/9 учеб. г. — СПб.: Литогр. Гробовой, Ценз. 1889. — 373, 75 с.
      • Либерии, епископ римский, и Сирмийские Соборы: (Четверть часа магистерского коллоквиума 8 окт. 1890 г., доп. и разъясн.). — СПб.: Тип. Катанского, 1893.
        • Вып. 1, (гл. 1-10). — 1893. — 118 с. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1891. — Март — апр. — Нояб. — дек.
        • Михайлов день: Почему Собор святого Архистратига Михаила совершается 8 ноября?: Эортол. этюд. — СПб.: Тип. Катанского, 1892. — 56 с. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1892. — Нояб.-дек.
          • Прил.: Следы древних месяцесловов Поместных Церквей: Appendix к этюду «Михайлов день». — 1893. — С. 61-94; 177-210 (паг. 2-я). — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1893. — Янв. — февр.
          • Несколько страниц из церковной истории Эфиопии: 1. К вопросу о соединении абиссин с Православною Церковию; 2. Богословские споры в Эфиопской Церкви. — СПб.: Тип. Елеонского, 1888. — III с. — Библиогр. в примеч. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1888. — № 1-2, 7-8.
          • Об армянском церковном годе. — [СПб.]: Тип. Имп. Акад. наук. Ценз. 1912. — С. 267-276. — Отд. отт. из: Восток Христиан., 1912.-Т. 1, вып. 3.
          • Общая церковная история: Лекции. — [СПб.]: Типо-лит. Яздовского, [1886]. — 336 с. -Литогр. изд.
          • Описание двух эфиопских рукописей, пожертвованных в Библиотеку С.-Петербургской Духовной Академии преосвященным Анатолием, епископом Балтским (ныне Острогожским). — [СПб.]: Тип. Елеонского, [1887J. — 24 с. — Библиогр.: с. 1-3. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1887. — № 5-6.
          • Описание четвертой эфиопской рукописи Библиотеки С.-Петербургской Духовной Академии: Codex Aethloplcus Sablerianus Membranaceus 4. — СПб.: Печатня Яковлева, 1900. — 40 с.: табл. — Извлеч. из: Протоколы Совета Академии за 1895/96 учеб. год.
          • Отзыв экстраординарного профессора В.В. Болотова о сочинении профессора А.И. Садова: Читано в собрании Совета С.-Петербургской Духовной Академии 18 дек. 1895 г. — СПб.: Печатня Яковлева, 1900. — 106 с. — Отт. из: Протоколы Совета Академии за 1895/96 учеб. год.
          • Подробный конспект лекций по общей церковной истории, читанных студентам С.-Петербургской Духовной Академии, 1886/ 7 учеб. год. — СПб.: Типо-лит. Яздовского, 1887. — 182 с.
          • Рецензии сочинений, удостоенных Учебным комитетом при Св. Синоде премии преосвящ. митрополита Макария в 1886 г. — [СПб.|: Тип. Елеонского, 1886. — 64 с. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1886.
          • Рецензия на кн.: «Спасский А.А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни, Сергиев Посад, 1895», Христиан, чтение. — 1908. — №8/9;
          • Следы древних месяцесловов Поместных Церквей: Appendix к этюду «Михайлов день». — СПб., 1893. — 19с. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1893. — Янв. — февр.
          • Список статей и заметок, напечатанных в «Церковном вестнике» и «Христианском чтении» от 1880 до 1893 г. с замечаниями ad Instar retractatlonum; 2. Письмо и две записи о неоконченной работе о Рустике. — СПб.: Тип. Меркушева, 1907. — 26 с. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1907.
          • Студенческие записи лекций по общей церковной истории, читанных студентам С.-Петербургской Духовной Академии в 1887- 1888 уч. г. — СПб.: Типо-лит. Яздовского, [1888J. — 392 с. — Авт. установлен по каталогу Рос. нац. б-ки.
          • Учение Оригена о Святой Троице. — СПб.: Тип. Елеонского, 1879.-VI, 452с.
          • Ученые заметки и письма проф. В.В. Болотова, относящиеся к сношениям его с Комиссией по переводу богослужебных книг на финский язык. — СПб.: Тип. Меркушева, 1906. — Март. — С. 379-390; Май. — С. 671-696.

            Использованные материалы

            • http://www.krotov.info/spravki/persons/19person/bolotov.html
            • http://www.mitropolia-spb.ru/vestnik/y2004/n04/10.shtml

              [1]  ВРХД, 168, с. 118.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha