Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Рождественское послание Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам
Русской Православной Церкви.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Любовь Божия к нам открылась в том,
что Бог послал в мир Единородного Сына Своего,
чтобы мы получили жизнь через Него.

(1 Ин. 4:9)

Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы,
всечестные иноки и инокини,
дорогие братья и сестры!

От сердца, преисполненного радости о явившемся во плоти
Сыне Божием, обращаюсь ко всем вам и поздравляю со светлым
и живоносным праздником Рождества Господа и Спаса нашего
Иисуса Христа.

«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в
человеках благоволение!»
(Лк. 2:14). Прославляя
из года в год неизреченное к нам снисхождение Спасителя,
мы, как некогда вифлеемские пастухи, услышавшие от Ангела
«великую радость, которая будет всем
людям»
(Лк. 2:10), спешим духовными очами
узреть Мессию, пришествие Коего предсказывали славные
пророки и ожидало многое множество мужей и жен.

И вот Желаемый, по слову пророка Аггея, всеми
народами
(Агг. 2:7) уничижает Себя Самого,
принимая образ раба, становясь подобным человекам

(Флп. 2:7). Повелитель Вселенной избирает себе не
императорский дворец, не жилище властителей мира сего, не
чертог богатых и знатных. Ему не находится места даже в
гостинице. Сын Божий рождается в пещере для скота,
колыбелью же Ему служат ясли для кормления животных.

Что же беднее пещеры и что смиреннее пелен, в которых
просияло богатство Божества?
Избрав для Таинства
нашего спасения последнюю нищету (Ипакои праздника),
Христос намеренно не принимает тех ценностей, которые
считаются весьма значимыми в нашем мире: власть,
богатство, слава, знатное происхождение и социальный
статус. Он предлагает нам иной закон жизни, закон смирения
и любви, побеждающий гордость и злобу. По этому закону
слабость человеческая, соединенная с благодатью Божией,
становится той силой, которой не могут противостоять
обладающие в мире сем властью и могуществом. Сила Божия
являет себя не в земном величии и мирском благополучии, а
в простоте и смирении сердца.

По слову преподобного Серафима Саровского,
«Господь ищет сердца, преисполненного любовью к
Богу и ближнему, — вот престол, на котором Он любит
восседать… “Сыне, даждь Мне сердце твое,
— говорит Он, — а все прочее Я Сам приложу
тебе”, ибо в сердце человеческом может вмещаться
Царствие Божие»
(Беседа о цели христианской
жизни). Господь не гнушается нищими и бездомными, не
презирает тех, у кого мало денег и непрестижная работа, и,
тем более, Он не пренебрегает имеющими физические
недостатки или тяжелобольными людьми. Все это само по себе
не приближает и не отдаляет человека от Бога, а потому и
не должно повергать его в уныние или становиться причиной
губительного отчаяния. Спаситель взыскует нас самих.
Сын мой! Дочь моя! отдай Мне сердце твое, —
призывает Он (Притч. 23:26).

Дивный праздник Рождества напоминает нам о необходимости
неуклонно следовать за Христом, Который пришел, чтобы
мы имели жизнь и имели с избытком
(Ин. 10:10), и
Который Сам есть единственно верный путь и непреложная
истина и подлинная жизнь (Ин. 14:6). И да не устрашают нас
неизбежно встречающиеся трудности, и да не сломят никого
из нас выпадающие на нашу долю испытания, ибо с нами Бог!
С нами Бог, и из нашей жизни уходит страх. С нами Бог, и
мы обретаем душевный покой и радость. С нами Бог, и мы с
твердой надеждой на Него совершаем свое земное
странствование.

Шествуя за Христом, человек идет против стихий мира сего.
Он не покоряется встречающимся соблазнам и решительно
разрушает стоящие на этом пути преграды греха. Ведь именно
грех отдаляет нас от Бога и делает нашу жизнь
по-настоящему горькой. Именно он, заслоняя свет
Божественной любви, ввергает нас в многоразличные бедствия
и ожесточает наши сердца по отношению к другим людям.
Побеждается же грех только благодатью Святого Духа,
которая подается нам через Церковь. Сила Божия, будучи
нами воспринятой, преображает наш внутренний мир и
помогает в соответствии с волей Господа изменять мир
внешний. И потому отпадающие тем или иным образом от
единства церковного теряют, подобно засыхающему дереву,
способность приносить поистине добрые плоды.

Особое слово я хотел бы сегодня обратить к жителям
Украины. Братоубийственное противостояние, которое
возникло на земле Украинской, не должно разделять чад
церковных, сея в сердцах ненависть. Настоящий христианин
не может ненавидеть ни ближних, ни дальних. «Вы
слышали
, — обращается ко внимающим Ему Господь,
что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь
врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших…
да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает
солнцу Своему восходить над злыми и добрыми
»
(Мф. 5:43-45). Пусть эти слова Спасителя станут для всех
нас руководством в жизни, и пусть злоба и неприязнь к
другим никогда не обретают места в нашей душе.

Призываю всех чад многонациональной Русской Православной
Церкви сугубо молиться о скорейшем полном прекращении
вражды на Украине, об исцелении ран как телесных, так и
душевных, нанесенных войной людям. Будем и в храме, и дома
искренне просить об этом Бога, будем молиться также и о
тех христианах, которые живут вдали от наших стран и
страдают от вооруженных конфликтов.

В эту же Рождественскую светозарную ночь и последующие
святые дни восхвалим и превознесем нашего Спасителя и
Господа, благоизволившего многого ради человеколюбия
Своего прийти в мир. Подобно библейским волхвам, принесем
Богомладенцу Христу свои дары: вместо золота — нашу
искреннюю любовь, вместо ладана — теплое моление,
вместо смирны — доброе и заботливое отношение к
ближним и дальним.

Еще раз поздравляя всех вас, дорогие мои, со светлым
праздником Рождества, а также с наступившим Новолетием,
молитвенно желаю вам обильных милостей и щедрот от
Великодаровитого Господа Иисуса. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha